Тайцы

Схема проезда

Тайцы
В названии - множественность тайн,
исток ручьев, ключей фонтан,
дворец, что глухо заколочен.
Цвет яблонь оттенит фасад,
пока на солнечных часах
бледнеют тени к майской ночи.

Иглится бельведера высь,
забыли львы среди травы
про плотоядный свой обычай.
В классичности и франтовстве
осьмнадцатый беспечный век
уходит в смерти безразличье

На блоге  - гравюры фон Петерса и рисунки “12 видов мызы Тайцы”, 1840-е гг, рис. Богдановича 

       Поселок Тайцы вблизи шоссе Гатчина — Красное Село расположен на нескольких холмах. Между ними бьют знаменитые родники — Орловские ключи, или Тайцы. Это местное наименование родников и дало название поселку. В XVIII столетии прославленные таицкие ключи по специально устроенным каналам понесли свои воды к прудам Царскосельского и Павловского парков. От них же питалась сложная по конфигурации цепь прудов пейзажного парка таицкого ансамбля.

Название поселка Тайцы происходит от местного термина “таицы” — воды, таящиеся в недрах земли.

Среди ближайших окрестных жемчужин Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего, благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XYIII- начала XIX столетий, и сегодня поражающему и удивляющему современников.

                          Старые фотографии

Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774-1778 гг. по проекту И.Е. Старова (1745-1808), одного из крупнейших русских зодчих второй половины XYIII века. Создатель великолепного Таврического дворца, собора Александро-Невской лавры в Петербурге, Старов был мастером архитектуры классицизма. В то время усадебное зодчество в России достигло расцвета, и к числу лучших усадебных комплексов XYIII века, безусловно, относится усадьба Тайцы.

История этих земель мало кому известна. После Северной войны Петр I подарил Тайцы “отцу русского флота” адмиралу И.М. Головину. В 1743 году выявилась ценность находящихся на территории поместья подземных источников, особенно Березовских ключей. Перед смертью Головин специально разделил имение между наследниками так, чтобы ключи находились на границе частей. Так образовались Малые и Большие Тайцы.

Малые Тайцы с деревнями Старица, Ивановская, Тихвинка, Истинка, Пегелева и Ключи достались сыну адмирала, который в 1758 году продал их А.П. Ганнибалу. После смерти последнего имение по разделу перешло к его сыну Исааку. Тот в 1786 году продал его. Большие Тайцы с деревнями Тайцы, Кузнечиха, Сааки, Могилево, Нижнее и Большое Пегелево стали владением дочери Головина Натальи. У нее-то и купил в 1761 году имение Г.А. Демидов.
 
     Г. А.  Демидов, дед которого получил дворянство за создание горнорудных и чугунолитейных заводов, приобретает Большие Тайцы и Отрезную дачу. Здесь и была создана в 1774—1778 годах удивительная по красоте усадьба, о которой пойдет наш рассказ. Она расположена юго-восточнее нынешней станции Тайцы Балтийской железной дороги, в двух с половиной километрах от нее.
 Демидов, на сестре которого был женат Старов, привлек его к строительству как опытного архитектора и как человека своего семейного круга. Старов к этому времени добился значительной известности. На его творческом счету значились дворцы в Богородицке и Бобриках, усадебный дом в селе Никольском под Москвой. Да и для самого А. Г. Демидова, в первые же годы после возвращения зодчего из-за границы, он построил дачу на Петергофской дороге.
 Демидов строил Тайцы для больной туберкулезом дочери. Она не поправилась и была похоронена в парке у солнечных часов. Но климат Тайц еще долго считался целебным.

 Позднее здесь на протяжении длительного времени помещался туберкулезный санаторий. Климатические особенности Тайц были распознаны не сразу. Сравнительно недавно исследования микрофлоры Тайц с ее вековыми дубами, пихтами и елями показали, что она необычайно целительна для больных, страдающих гипертонией и склерозом, и вредна для легочных больных и астматиков. Это и учитывается теперь при использовании Тайц как места лечения.
Усадебный дом Демидовых в Тайцах — выдающееся творение архитектора И.Е. Старова.
Достопримечательности Тайц.
Схема
1. Усадебный дом. 2. Лестница со львами. 3. Готические ворота. 4. Двухэтажные флигеля. 5. Одноэтажные флигеля. 6. Главный вход в усадьбу. 7. Горбатый мост. 8. Плотины-шлюэы. 9. Каскад. 10. Видовые горки. 11. Спиралевидная лиственнице. 12. Открытые поляны.
Композиционная и художественная доминанта Таицкого ансамбля И.Е. Старова — барский дом.
Квадрат, лежащий в основе его плана, предопределил решения всех фасадов. Круглые террасы - лоджии, вкомпонованные в угловые части квадрата. Если представить себе дом в то время, когда эти угловые террасы не были застеклены, становится очевидным, что именно они, обрамленные колоннадами, создавали гармоническую связь архитектуры с окружающим пейзажем. Террасы-лоджии позволяли, не выходя из здания, обойти его, обозревая окрестности. Возможно, что нездоровье владелицы, вынужденной в основном находиться в помещении, и обусловило столь необычное для И.Е. Старова объемно-пространственное решение дома. Передвигаясь по дому в зависимости от движения солнца и направления ветра, любуясь открывающимися на все стороны перспективами парка, легче было переносить затворничество и сохранять хотя бы иллюзорный контакт с живой природой.

Дом, имеющий два этажа, возвышается на высоком цоколе, обработанном рустами. Ионический орден, объединяющий этажи, балюстрада и венчающий здание цилиндрический по форме бельведер придают фасадам устремленность ввысь.


Старые фотографии

Отдельные элементы, введенные в композицию, создают различия. Так, главному западному фасаду со стороны въезда в усадьбу придают парадность две колонны в центре. Они перекликаются с колоннами террас и отбрасывают глубокие тени, подчеркивающие пластику фасада. Фасад со стороны пруда украшен четырьмя пилястрами, что вызывает ощущение пластической целостности, спокойствия. Этот фасад особенно хорош при взгляде с противоположного берега запруженной речки, в которой он отражается, как в зеркале. Графичность в решении этого фасада — удачная находка зодчего. Два других фасада отличали широкие монументальные лестницы со скульптурами львов, ведущие в бельэтаж (до нашего времени лестница сохранилась только у северного фасада).

Въезд в усадьбу оформляют одноэтажные и двухэтажные каменные флигели (служебные постройки, которые вынесены на границу парка). Они объединены ажурной решеткой, чередующейся с гранитными столбами, и образуют полузамкнутый парадный двор — курцонер. Сквозь ограду хорошо просматривается главный фасад дома, к которому подводит широкая аллея.
Массив второго яруса ворот, прорезанный стрелами арки, закреплен по углам сильно выступающими пилонами. Их также венчают небольшие пирамиды, которые подчеркивают ступенчатость композиции и служат органическим переходом к сквозной башенке. Ее стрельчатые проемы, угловые цилиндрические, завершающиеся конусом, столбы придают воротам своеобразный “готический” колорит.

В башенке некогда помещался часовой механизм, который приводил в действие колокол. Его звучание, разносившееся над Тайцами, вносило в характер парка элегическую ноту, родственную стихотворению “Вечерний звон” ирландского поэта Томаса Мура, переведенному И. Козловым и известному под названием “Колокола Санкт-Петербурга”:

Иван Старов

Иван Игоревич Старов — архитектор и градостроитель — создал в нашем городе одну из жемчужин русского зодчества — Таврический дворец. Он построил главное здание Александро-Невской лавры — Троицкий собор, реконструировал территорию лавры, создал парадный въезд в нее — ворота с надвратной церковью и круглой площадью перед ними, завершающей Невский проспект. Он продолжил начатую в петровское время работу по созданию ожерелья великолепных парадных усадеб, обращенных к водным пространствам, окружающим Петербург,— ансамбль Пеллы и дворец в Островках у Ивановских порогов на Неве, а также дачи вельмож на Петергофской дороге вблизи финского залива. Невдалеке от Петербурга он создал дворцы и усадьбы в Осиновой Роще, в Тайнах, в Сиворицах.

      Вечерний звон, вечерний звон!
              Как много дум наводит он
              О юных днях в краю родном,
              Где я любил, где отчий дом. 
Романтический настрой усиливали и окружающая зелень и особенно руинный декор фасадов. Первоначально ворота, сложенные из кирпича и плиты, были оштукатурены лишь частично. Это придавало воротам характер старого, разрушающегося от времени сооружения. В начале нашего века ворота оштукатурили целиком и в дальнейшем реставраторам предстоит восстановить их руинный облик.
С 1896 года Тайцы перешли в Дворцовое ведомство и стали использоваться как санаторий для лечения легочных больных. Сохранились планы, относящиеся к 30-м годам нашего века, по которым можно представить, каким был парк до Великой Отечественной войны. Фашистские захватчики нанесли Таицкому комплексу большой ущерб. Ныне Таицкий усадебный дом восстановлен. Планируется реставрация парка.

Таицкий парк занимает теперь 180 гектаров. В XYIII веке его площадь составляла 220 гектаров. Пейзажный парк Таиц создавался одновременно с усадьбой, составляя с ней единое целое. Еще в петровское время Тайцы были известны своими источниками, получившими позже название Ганнибальских ключей. Они дают начало небольшой речке Веревке, ставшей основой водной системы парка. Парк состоял из нескольких участков: Собственный сад, Большая поляна, Звезда, Лабиринт и Зверинец. Каждый из этих участков парка имел свою собственную планировку и композицию ландшафтов. Их объединяли водоемы. Протоки и каналы то проходили по полянам, окаймляя их, то скрывались в чаще. Рисунок дорожек зависел от формы водоемов, играя подчиненную роль. Над ключами размещался небольшой павильон “Келленбург” — крепость над источником.



Он зрительно замыкал одну из периферийных аллей района Звезды. Очевидно, кроме декоративного павильон имел и утилитарное назначение: защищал водовод. В районе Звезды (как и в Павловском парке) было двенадцать дорожек, на центральной круглой площадке размещался храм Солнца — двенадцатиколонная ротонда ионического ордена. Купол ее изнутри был расписан изображением солнца и двенадцати знаков зодиака. Сооружение не сохранилось.

С восточной стороны усадебного дома, окаймленная рекой, раскинулась Большая поляна. К ней примыкал пруд с островами, подпорной плотиной и каскадами. Здесь находилась водяная мельница с большим колесом, выполнявшая декоративную роль и служившая водорегулирующим устройством.

Каскад
Горбатый мост
Башенный мост
Часовая башня

К ней сходились просеки Зверинца, аллеи вдоль каналов и дорожки Звезды. Каскад шумно сливал прозрачные воды большого пруда в реку Веревку. Таицкая водная система питала пруды царскосельского парка: вода шла по самотечному водоводу длиною 16 километров. Водовод был построен известным гидравликом Бауэром и инженером Поздеевым. Через Веревку в парке было перекинуто несколько мостов. В настоящее время сохранился лишь один из них — вблизи усадебного дома. Этот мост с крутым изгибом выполнен из пудостьского известняка и, несмотря на сильное разрушение, все еще очень красив. В XIX веке в парке существовали мост с башнями, оранжерея, дом садовника, Турецкая и бревенчатая беседки.


Белый павильон не сохранился. Его центральную часть занимал круглый зал, перекрытый пологим куполом. Причем зал был “врезан” в прямоугольное в плане здание с таким расчетом, чтобы на фасаде он образовывал полуротонду. Пять высоких проемов (дверь и четыре окна, идущих от пола) с полуциркулярными завершениями и круглые окна, расположенные над ними, определяли классический архитектурный облик павильона. Этот мотив полуротонды-абсиды, с гладкой поверхностью стен, декорированной круглыми и полуциркульными проемами без какой-либо орнаментики, мы уже встречали в решении абсид галереи Таврического дворца.

Фрагмент ограды

Из многочисленных затей Таицкого парка — павильонов, беседок, мостиков — до нашего времени уцелело очень немногое. Самое примечательное из сохранившегося — Готические ворота, расположенные в левой части усадьбы, за выездными флигелями.

Композиция Готических ворот трехъярусная. Нижний и средний симметричные ступенчатые ярусы соединены высокой стрельчатой аркой. Над нею высится сквозная башенка — третий ярус ворот. Первый ярус (пилоны) представляют собой павильоны-сторожки. Их углы “держат” декоративные башенки, прорезанные узкими проемами в виде крепостных бойниц.

Мы были в Тайцах 30 июня 2012 г. До усадьюы добирались от электрички долго, кругалями и в обход. Лучше всего идти и ехать по Санаторной улице.
Усадьба почти вся заросла "травой  по пояс", но очень симпатичная. Тропинки и, неожиданно, колеи от машин, есть только в северной части парка. Мы таки обошли весь парк вдоль проток по еле заметной, пропадающей тропинке, через бурелом и зарослни блудняка. За все время встретили двух пенсионерок, двух девушек и детей на велосипедах. Красота, грусть и запустение. В особняке ккто-то уже отодрал деревянную защиту окна и разбил его, внутри мало интересного.
Ворота усвадьбы

Справа от ворот

Усадьба

Вид с южной стороны

Парадная лестница


Львы на парадной лестнице
                               Пруд у дворца                   Вид на усадьбу с поляны
                                 Открытые  поляны
   
                            Горбатый мост

Стрекозы на поляне у дворца

Не могла не сфотографировать вековые дубы

Вид на Можайск и Воронью гору

На обратном пути мы подошли к Готическим воротам

Ссылки
5
Для написания статьи были использованы материалы с сайтов:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Галина Савицкая